Тренер Гаранжин (Владимир Машков), поставленный на сборную СССР по баскетболу вместо гениального Гомельского, обещает разбомбить американцев на ближайшей Олимпиаде, чем вызывает ужас чиновников, уверенных в непобедимости сборной США.
kinopoisk.ru

«Движение вверх» Антона Мегердичева вышло на рекордный уровень по сборам, обогнав «Последнего богатыря». Сумма кассовых сборов приблизилась к 2 млрд рублей, и это для отечественного фильма в отечественном прокате сумма фантастическая.

Почему вдруг фильм о баскетболе, который никогда в России не был культовым видом спорта, привлек такое внимание зрителей? Понятно, что начало проката пришлось на новогодние каникулы. Но ведь раньше у нас за новогодние кассовые сборы отвечали бесконечные «Елки». Что вдруг произошло? Почему — баскетбол? И почему с таким отрывом по части сборов?

Тут целый комплекс причин. Любой фильм о победе сборной СССР или России на международных соревнованиях именно сейчас был обречен на успех. Благодаря пламенной риторике российского телевидения с подачи руководства страны запрет российским спортсменам выступать на ближайшей Олимпиаде под российским флагом налогоплательщики одной седьмой части суши расценили как удар в спину. Россия и так знает, что окружена врагами — достаточно посмотреть недавний опрос Левада-центра на эту тему. Почти 70 процентов считают, что наша страна буквально оцеплена недругами. Скандал с допингом не только не заставил поклонников спорта обескуражиться, но вызвал стойкую обиду по отношению к остальному миру. Лейтмотив «нас боятся» становится все громче и уже тянет на основную музыкальную тему.

Поэтому история чудесных трех секунд, принесших победу баскетбольной сборной СССР на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году, вышла в прокат в самый удачный момент, удачнее не придумаешь. Отдать некую сумму, пусть даже и внушительную для многих, за возможность вспомнить былую славу страны, пусть даже той страны и нет уже на карте, как оказалось, люди готовы. Это подпитка патриотической гордыни, лекарство от национальной обиды.

Если по-честному — «Движение вверх» не о спорте. «Движение вверх» — это картина о том, как мы здорово порвали этих зарвавшихся америкосов. Марат Башаров, сыгравший в фильме роль карикатурно тупого и трусливого чиновника от спорта, в одном из интервью ничтоже сумняшеся великолепно сформулировал главную задачу фильма: «В этом кино американцы для нас соперники, а это те же враги. Для них это был удар ниже пояса. И лично мне очень интересно посмотреть на реакцию сегодняшних американских зрителей. Этот фильм напомнит им, что они не великая держава». Устами младенца практически…

Кстати, о врагах. Авторы фильма (продюсерами выступили Никита Михалков, Леонид Верещагин и Антон Златопольский) решили поквитаться с американцами по-умному, не так, как это было проделано в «Легенде № 17» с канадцами — монструозными жующими жвачку перекошенными от злобы персонажами. В «Движении вверх» американцы очень даже люди. Только ну очень бездушные. Тренер их неласков с подопечными (в отличие от душевного нашего), сами баскетболисты — грубые ребята, манера игры — необычайно жесткая, а их болельщики — крайне неприятные личности. В отличие, разумеется, от тех, что машут на трибунах красным флагом с серпом-молотом. И судьи, само собой, подыгрывают американцам.

И волей-неволей ты принимаешься гордиться Советским Союзом и родной историей, и американцев как-то между делом начинаешь недолюбливать, и советская власть не такой уж страшной кажется, раз уж при ней такие победы вершились. Словом, зритель, сам того не понимая, напитывается нужными чувствами. Как говорил Мюллер в «17 мгновениях весны» — «И отдайте себе отчет, как я вас перевербовал — пять минут и без всяких фокусов».

На руку прокатчикам сыграл и скандал, сопутствующий выходу фильма в прокат, — вдовы главных героев картины, Владимира Кондрашина и Александра Белова, заявили о своем несогласии с тем, как в фильме показаны их мужья и вообще вся история. Зритель до скандалов падок, это нормально. А дальше отменно сработал «сарафан». Все это вместе и вывело «Движение вверх» в абсолютные лидеры.

Сюжет фильма все прекрасно знают, так что подробно пересказывать нет смысла. Два слова только. Тренер Гаранжин, как в фильме назвали Кондрашина (его с одинаково суровым выражением лица играет Владимир Машков), поставленный на сборную СССР по баскетболу вместо гениального Гомельского, обещает разбомбить американцев на ближайшей Олимпиаде, чем вызывает ужас чиновников, уверенных в непобедимости сборной США. И принимается за дело — формирует команду по своему усмотрению, обновляет методы тренировок и игры, а своим спортсменам становится буквально отцом родным, хоть и строгим.

Некоторой пикантной необычности ситуации придает тот факт, что Гаранжин собирает деньги на операцию сыну-колясочнику и мечтает сделать ему операцию за границей, а для этого победа на Олимпиаде ему позарез необходима. То есть тренер — он не только за Родину, он в первую очередь сам за себя, что уже по сравнению с любым нашим патриотическим кино — шаг вперед.


Сумма кассовых сборов фильма «Движение вверх» приблизилась к 2 млрд рублей
kinopoisk.ru

В последние пару лет кино про спорт стало в России необычайно популярным. «Легенда № 17», «Движение вверх», на подходе — «Тренер», «Лед», фильм про Льва Яшина и даже фантастическая картина «Вратари галактики» о фантастическом виде спорта космоболе. Спортивное кино популярно во всем мире. Ничего удивительного — тема преодоления, борьбы, стремления к высотам — это то, что заставляет даже самого неуверенного в себе зрителя хоть на минуту почувствовать себя причастным к победе человеческого духа и тела. За эту минуту люди готовы отдавать деньги и в любую погоду отправляться в кинотеатры.

Не зря едва ли не самой популярной темой кинохроники после Октябрьской революции стали физкультурные сюжеты. Среди первых документальных кадров советской спортивной кинематографии — кадры выступления Ленина на параде Всевобуча 25 мая 1919 г. Потом операторы ринулись в города и села запечатлевать на кинопленку множество массовых спортивных действ — лыжные походы, выступления гимнастов, парады физкультурников. Все это массово крутилось там, где была кинопередвижка, и настраивало голодный народ на скорые победы.

Первым художественным отечественным фильмом о спорте стала картина Всеволода Пудовкина «Шахматная горячка» — смешная по тем временам комедия, в которой главный герой из-за шахматного турнира чуть не прозевал собственную свадьбу. Первые фильмы о спорте вообще были комедийными — вспомнил хотя бы «Вратарь» или «Первую перчатку». А тем временем в Германии хитрая и талантливая Ленни Рифеншталь уже поставила экранный спорт на службу режиму, сняв свою знаменитую «Олимпию», в которой провела прозрачные параллели между спортивной волей к победе и устремлениями гитлеровской идеи.

В тоталитарном государстве фильмы про спорт призваны играть в первую очередь пропагандистскую роль. Чем хуже дела в государстве, чем меньше свобод и чем слабее экономика, а соответственно — ниже уровень жизни людей, тем большую популярность приобретает спортивное кино. Это самый простой путь, по которому можно вести людей к идее патриотизма и величия страны. Вот и ответ на вопрос, почему именно в последние годы спортивное кино в России плодится без устали.

Кто-то возразит — а что, в той же Америке не снимают тоннами спортивное кино? Еще как снимают, и побольше, чем у нас. Но есть разница. Если мы возьмем наугад популярные голливудские картины о спорте, то увидим, что в них обычно нет внешней экспансии воли к победе. Обычно герои американских спортивных фильмов сосредоточены на проблеме собственного преодоления. Победа здесь вторична, она скорее — результат этого самого преодоления. Например, оскароносная «Малышка на миллион» Клинта Иствуда о девушке-боксере, или «Рестлер» Даррена Аронофски, или «Нокдаун» Рона Ховарда и сотни других — в них мы видим личную волю к победе. Этим в первую очередь и отличается американское кино от российского, в котором героям непременно надо порвать какого-нибудь заокеанского чемпиона, как в «Легенде № 17» или в «Движении вверх». Мотивация разная — и это главное.

И еще два слова о «Движении вверх». Трудно сказать, как бы сняли за рубежом фильм о Мюнхенской Олимпиаде, запомнившейся в первую очередь терактом и гибелью одиннадцати заложников (был фильм Спилберга «Мюнхен», но в нем действие происходит уже после трагических событий). Но почему-то кажется, что высокомерия, с которым авторы «Движения вверх» рассказали о той Олимпиаде, упомянув теракт лишь как досадное недоразумение на пути нашей сборной к победе, они бы себе не позволили. Хочется так думать.

  • print

Оппозиция

Источник http://ru.rfi.fr/rossiya/20180117-sport-na-linii-fronta

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar