18 октября 2016, 18:10
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •

  •

Сообщить об ошибке  •

Какое место Грозный как символ занимает в современной политической жизни России? Что именно почитают в нем его почитатели? Точкой сбора для кого он является? Какие текущие общественные настроения связаны с его именем?

Торжественное открытие памятника царю Иоанну Грозному в Орле вызвало немалые споры, и на одной из возникших тем хотелось бы остановиться подробнее.

«Мы видели, как люди, исполненные пламенного патриотизма, привели свою страну к опустошению»

Вопрос о том, кем был Иоанн Васильевич Грозный в русской истории, насколько оправдана однозначно негативная оценка его личности в дореволюционной историографии, превосходил ли он жестокостью западных государей того времени или уступал им – это все, конечно, интересно, но это только часть вопросов, возникающих в ходе общественной дискуссии вокруг памятника.

Есть и другой ряд вопросов – какое место Грозный как символ занимает в современной политической жизни России? Что именно почитают в нем его почитатели? Точкой сбора для кого он является? Какие текущие общественные настроения связаны с его именем?

Иван Грозный, как и Сталин – а группы почитателей этих двух деятелей перекрываются, если не совпадают – воспринимается как правитель, сурово, но, по мнению адептов, справедливо и необходимо искоренявший крамолу и измену.

И сегодня, когда кругом враги, нужен суровый правитель, который будет «побуждать нас к преодолению нашей инертности» и строго преследовать опять же крамолу и измену.

Открытие памятника царю Иоанну Грозному в Орле вызвало немалые споры (фото: Сергей Мокроусов/РИА «Новости»)

При этом крамола и измена предполагается не среди испуганных пользователей «Фейсбука», а среди, условно говоря, «бояр», представителей властной элиты.

В социальных сетях у сторонников суровых чисток пятой колонны часто спрашивают: «Почему вы считаете, что сами под эти чистки не попадете?» Ответ тут достаточно прост.

Потому что чистить предполагается «бояр-изменников», в то время как сами желающие, в абсолютном большинстве, находятся вне этого сословия и питают к нему классовую ненависть.

Как, возможно, чрезмерно язвительно и обобщая, сказал Сергей Станкевич: «Дело не в Иване Грозном, просто народ очень хочет видеть публичные казни бояр и семей боярских – на дыбах, колах и плахах, с изъятием имущества. Интересно, а бояре, протолкнувшие памятник, тоже этого хотят?»

Мы живем в обществе с серьезным имущественным расслоением. Люди, которые, обоснованно или нет, считают себя обойденными при разделе общественного пирога, испытывают раздражение и, как сказал поэт, «корчатся безъязыкие», пока кто-то не предложит им формы, в которые они могли бы отлить свое недовольство, не подскажет им язык, на котором они могли бы его высказать.

Репресии

Источник http://vz.ru/columns/2016/10/18/838695.html

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar