27 ноября 2015, 19:10
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Текст: Петр Акопов

Уже больше двух недель дальнобойщики протестуют против введения платежей за проезд по федеральным трассам. И хотя правительство уже согласилось отложить сбор платежей до весны следующего года и снизить штрафы, массированная кампания по переводу экономического вопроса в политическую плоскость набирает обороты. Дальнобойщиками пытаются манипулировать профессиональные борцы с Путиным.

На понедельник, 30 ноября, на МКАДе намечена акция протеста дальнобойщиков против начала сбора платежей за проезд фур по федеральным трассам. Акции протеста водителей проходят в разных регионах России – они начались еще 10 ноября, за пять дней до начала работы системы взимания платы «Платон», созданной Федеральным дорожным агентством (Росавтодором).

«Акцию протеста дальнобойщиков сразу же попытались использовать в своих целях профессиональные «борцы с Путиным»

Решение о введении сбора с большегрузных автомобилей (с массой больше 12 тонн) за проезд по федеральным трассам было принято еще три года назад, сроки ввода системы «Платон» (стоимостью около 30 миллиардов рублей – впрочем, не бюджетных средств, а инвестиций, которые потом будут возмещены государством из собранных платежей) тоже были давно известны, но буча поднялась, естественно, только перед началом действия новых правил.

Хотя, по идее, сама справедливость нового сбора не должна была вызывать вопросов. С тем, что именно крупнотоннажные грузовики, составляющие четыре процента автопарка страны, причиняют более половины всего ущерба автодорогам, сложно спорить. Новый сбор должен был составить 3,7 рубля за километр, а вырученные средства –  ориентировочно 50 миллиардов в год – пойти на ремонт тех самых разбитых фурами дорог. Подобные сборы есть и в Европе – так что сослаться на «выдумывающую все новые поборы российскую власть» вроде бы не получалось.

Понятно, что сами дальнобойщики не в восторге. Причем как хозяева автопредприятий, так и водители, которые опасаются, что теперь им придется платить лишние три–четыре тысячи за рейс из своего кармана. Всего в России около 1,5 миллионов крупнотоннажных грузовиков – то есть речь идет о большой массе людей. Основная их часть принадлежит крупным или средним автокомпаниям – так что деньги будут платить они, а не водители.

Есть, конечно, и настоящие индивидуальные предприниматели (а не те, на кого земляк записал одну из ста своих фур, чтобы меньше платить налогов), то есть хозяева единственной фуры, которые сами сидят за баранкой – они действительно будут оплачивать все сами, и, естественно, поднимать расценки на свои услуги. Но абсолютное большинство дальнобойщиков новый сбор вроде бы вообще никак не должен волновать. Они наемные работники, и рост издержек ляжет на хозяев, которые компенсируют его опять-таки за счет увеличения своих расценок.

Заплатит в конечном счете за все рядовой покупатель – но вот только сколько он заплатит? Несколько тысяч с десятитонной фуры – это в буквальном смысле слова копейки на килограмм продукции. Влияние новых сборов на рост цен будет в пределах доли процента. Зато плюсов для экономики и общества сразу несколько.

Во-первых, появится шанс привести в нормальный вид для начала хотя бы все федеральные трассы – это 50 тысяч километров. А хорошие дороги, как и любая нормальная инфраструктура, сами по себе дают настолько серьезный экономический эффект, что он с лихвой окупает символический рост цен.

Во-вторых, в дальнейшем региональные бюджеты смогут рассчитывать на введение платы за проезд фур и по местным дорогам. Пока такое решение не принято, но многие регионы выступают за, причем настаивают на сборе платы не только с фур, но и со всех автомобилей тяжелее 3,5 тонн – и понятно, что после успешного введения платы на федеральных трассах дело со временем дойдет и до региональных. Нормальные местные дороги – это важнейшее условие экономического развития регионов, без них бесполезно говорить о создании новых производств и прекращении оттока людей в большие города.

В-третьих, а на самом деле это вообще важнее всего, улучшение качества дорог приведет и к уменьшению количества аварий, а значит, и снижению смертности на дорогах.

В-четвертых, будет наведен порядок в самой системе автомобильных грузоперевозок – то есть выйдет из тени та часть, которая работает вчерную или с нарушениями. Тут и просто уход от налогов, и перевес груза, и откровенно криминальный бизнес. Так что это еще и борьба с коррупцией (а «черный» бизнес всегда платит силовым структурам) и казнокрадством (то есть неплатежами налогов).

Конечно, новые правила высветили множество попутных тем – например, нелогичное с точки зрения экономики соотношение между железнодорожными и автомобильными грузоперевозками (доля первых должна быть значительно выше, чем сейчас), что говорит о необходимости выработки комплексного долгосрочного плана развития и сопряжения всей транспортной инфраструктуры России.

При этом буквально накануне запуска «Платона», практически одновременно с первыми акциями протеста, было принято решение фактически отложить взимание платы до весны следующего года – а до этого времени запустить ее только в Московском регионе, и брать пониженную ставку – 1,5 рубля. С марта следующего года будет 3, и только с 2018-го начнут брать изначально запланированные 3,7 рубля.

Акции протеста

Источник http://vz.ru/politics/2015/11/27/779775.html