Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга  
6 октября 2017, 22:22
Фото: stoyakin.org.ua

4 октября в Верховной Раде Украины были зарегистрированы два законопроекта о реинтеграции Донбасса, внесенных президентом Петром Порошенко. Затем последовали еще несколько альтернативных.

Через два дня, после бурных баталий, проекты с некоторыми изменениями прошли первое чтение. В чем же состоит их суть и почему их принятие натолкнулось на такое ожесточенное сопротивление?

Президентские проекты

Петр Порошенко внес два проекта – об обеспечении суверенитета над Донбассом (7163) и о создании условий для мирного урегулирования (7164).

Основные идеи проектов следующие:

1. Россия признается агрессором, осуществившим захват части украинской территории – как непосредственно, так и при помощи поддержки террористов.

2. Отдельные районы Донецкой и Луганской областей объявляются оккупированной территорией, на которой действуют оккупационные органы власти РФ. Украина не несет ответственности за происходящее там.

3. В случае переговоров приоритетным является обеспечение режима безопасности в соответствии с Минскими соглашениями. О политических условиях Минска не упоминается.

4. Вместо АТО осуществляется операция по «обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». Этой нормой узаконивается использование на территории страны в мирное время армии (ранее это было незаконно, но она все равно использовалась).

Около трибуны несколько раз возникали рукопашные схватки(фото: РИА Новости)

5. Руководит всеми силами в зоне боевых действий Объединенный оперативный штаб ВСУ. Среди его функций – координация и контроль деятельности военно-гражданских администраций и определение порядка пересечения людьми и товарами линии разграничения (последнее – по согласованию с СБУ и министерством по делам оккупированных территорий).

6. Принятием этого закона ВР дает согласие на объявление президентом состояния войны в любой момент времени.

7. В проекте, по сути, ничего не говорится о том, каким именно образом будет возвращена территория Донбасса. Есть общие рассуждения о необходимых мерах по восстановлению суверенитета и отражению агрессии.

8. Проектом 7164 на год продляется действие закона об особом порядке местного самоуправления.

Проект и Минск

С одной стороны, в тексте проекта упоминаются Минские соглашения (что, в случае принятия, ввело бы эти соглашения в законодательное поле Украины), а закон об особом порядке самоуправления (проект 7164) является элементом политического урегулирования.

Это вызвало протест со стороны радикальных фракций ВР (включая формально лояльный правящей коалиции «Народный фронт»).

Секретарь Совета нацбезопасности Александр Турчинов утверждает, что формулировка проекта предполагает политическое урегулирование после возвращение территории ЛДНР Украине. Но, на мой взгляд, ссылка на требования безопасности в Минских соглашениях вряд ли может быть так оценена.

Есть, однако, мнение, что Минские соглашения этим проектом полностью отбрасываются.

Во-первых,

законопроект меняет статус России: она становится стороной конфликта.

Если Россия агрессор и оккупант, а на Донбассе находятся регулярные российские войска, значит нужны новые соглашения, в которых будут четко определены обязательства российской стороны (прекратить огонь, отвести войска и т.п.). В Минских соглашениях никакие обязанности России не предусмотрены.

Во-вторых, стороной Минских соглашений являются «представителями ОРДЛО». В рамках минской контактной группы со стороны населения «отдельных районов» выступают представители ЛДНР.

Законопроект же предполагает, что в ОРДЛО находятся только российские оккупационные власти, а, значит, возникает проблема представительства (справедливости ради, возникла она не вчера – предлагалось уже несколько вариантов замены в переговорном процессе представителей ЛДНР на людей, приемлемых для Киева).

В общем, принятием такого акта Украина навязывает необходимость принятия новых соглашений, с другим статусом РФ и отказом от политического урегулирования внутри Украины.

Готовы ли к столь радикальной постановке вопроса страны «нормандского формата» – большой вопрос.

Смысл такой «двойной бухгалтерии» в том, что Украина не собирается выполнять Минские соглашения в части политического урегулирования, но действующие против РФ санкции опираются именно на Минские соглашения («невыполнение» их Россией является причиной продления).

Проект как инструмент узурпации власти

Признание вооруженной оккупации части территории Украины со стороны РФ предполагает состояние войны по умолчанию. Т.е., следствием принятия такого закона должно быть введение военного положения, объявление войны и т.п.

Правда, формулировка военной операции невнятная – похоже, она не предполагает проведения наступательных действий.

В соответствии с украинским законом о правовом статусе военного положение, его может вводиться на территории всей страны или ее части, но сопутствующие ему ограничения политических свобод (запрет на переизбрание президента и Рады) связан только с самим фактом военного положения, без уточнения деталей.

Т.е., военного положения может не быть, а потом, когда президент убедится, что он не может победить на выборах, он, своим указом, его вводит и откладывает выборы до лучших времен.

Понятно, что конкурентов Порошенко (Юлию Тимошенко, прежде всего) это не устраивает.

Законопроект об оккупации

Именно так имеет смысл назвать альтернативный проект, предложенный фракцией «Самопомощь».

Основные его отличия от президентского проекта следующие:

1. Указываются сроки начала оккупации (как это сделано в принятом еще в 2014 году законе о статусе Крыма и Севастополя).

2. Помимо Донбасса речь также идет о возвращении Крыма.

3. Четко описывается процедура «деоккупации». В частности, ее элементом является введение военного положения в свежеосвобожденных районах сроком на один год.

Есть четкие сроки введения и продолжительности военного положения. Дело в том, что в законопроекте порошенко есть теоретическая возможность продлить полномочия президента и Рады на срок до 35 лет, если вводить военное положение в каждом из районов поочередно (в ДНР входит 13 городов и 5 районов, а в ЛНР – 11 городов и 6 районов).

4. Запрещается торговля с оккупированными территориями, прекращается социальное и пенсионное обеспечение.

Акции протеста

Источник http://vz.ru/opinions/2017/10/6/889967.html